Гибкие системы управления проектами

Появившись в сфере софтвера, молодые гибкие методологии совершили настоящий переворот:

  • на первое место вышли люди и коммуникации вместо жестких процессов;

  • основное внимание уделяется продукту, а не проектной документации о нем;

  • партнерские отношения с заказчиком встали на место жестких условий договора;

  • команда готова к изменениям в ходе проекта и корректировке плана.

Эти пункты сформулированы в документе Agile Manifesto от основателей гибких методологий. Прочитать его полностью можно на сайте agilemanifesto.org


Ориентируйтесь в своей работе на эти весы. Однако это не значит, что понятия с правой чаши полностью отсутствуют в гибкой методологии, просто они стоят на втором месте.

Принципы гибких методологий

Следуя этим правилам, вы получаете гибкую методологию и высокий результат:

  1. На первом месте – удовлетворение заказчика регулярными постоянными поставками ценных для него продуктов. Сложность в том, что программный продукт невидим и часто непонятен потребителю. Ваша задача – постоянно поставлять продукт и собирать отзывы о нем.

  2. Принимайте изменения в требованиях на любом этапе работ. Чаще всего клиент понимает, какой функционал ему действительно нужен, а какой нет, уже в ходе реализации проекта, и это нормально.

  3. Работайте быстро и гибко. В современной софтверной сфере все меняется крайне быстро, и если выполнять проект годами, не реагируя на изменения, он будет никому не нужен.

  4. Предоставляйте заказчику готовое ПО каждые несколько недель/месяцев (чем чаще, тем лучше) вместо бесконечных макетов и техзаданий.

  5. Представители заказчика и исполнители должны сотрудничать. Знание специфики своей сферы и потребностей аудитории – вот то, чем вам может помочь клиент.

  6. Мотивируйте людей, доверяйте им и создавайте подходящую среду. Гибкая методология подразумевает доверие команде без постоянного микроконтроля.

  7. Оптимальный способ коммуникации – личная беседа. Проводить ее лучше наглядно – возле доски с маркером.

  8. Главный показатель прогресса проекта – рабочее ПО, а именно, количество рабочего функционала.

  9. Постоянно меняйтесь и улучшайтесь – всей командой.

  10. Техническое совершенство и гибкая архитектура позволяют мобильно реагировать на любые изменения и оптимизировать проект в дальнейшем.

  11. Создавайте простой продукт. В нем нет ничего лишнего и сложного, им удобно пользоваться, поддерживать и изменять.

  12. Самоорганизация – залог хорошей работы. Помогите команде профессионалов самоорганизоваться, поставьте цель, и вы получите результат.

  13. Постоянно ищите пути улучшения во всем, иначе будете обречены топтаться на месте.

И немного о Scrum

Сегодня это самая популярная гибкая модель управления проектами в сфере разработки ПО. Работа проходит в небольших командах, в которых есть все специалисты для осуществления проекта. Отдельный человек – скрам-мастер следит за процессами в команде и поддерживает продуктивную атмосферу.

Требования к продукту разбейте на конкретные независимые друг от друга элементы функционала, сортируйте их по приоритетности и оцените объем каждого. В итоге вы получите бэклог (журнал пожеланий продукта). Выделите человека, ответственного за реализацию требований – это владелец продукта.

Работа ведется в течение коротких отрезков (спринты или итерации) – 1-4 недели. В конце каждого дня проводится скрам-митинг, где обсуждается работа и проблемы, происходит синхронизация. За это время с учетом пожеланий и их приоритета создается завершенный функционал, готовый к выпуску на рынок – инкремент продукта.

По окончании каждого спринта проходит обзор спринта, оценка владельца продукта и анализ оптимизации процессов. На каждом этапе владелец может внести коррективы в требования и приоритеты и начать новый спринт.

Scrum, конечно, хорош, но это не мешает изучать другие методологии, брать из них лучшее и использовать на различных этапах.

Кстати, популярность гибких методологий, по исследованиям Agile Servey, выглядит таким образом:

Канбан

Система Канбан известна своей педантичностью. Неудивительно, ведь впервые ее стала использовать японская фирма «Toyota». Эта практика требует высокой самодисциплины участников и четкого следования правилам.

  1. Визуализировать процесс. Неважно как: маркером на доске или в электронном варианте на проекторе – главное, чтобы этапы работы были четко размечены.

  2. Ограничить объем незавершенной работы (Work in Progress). В каждом столбце нужно указать максимальное количество задач.

  3. Оптимизировать процесс. Отслеживайте среднее время выполнения задачи и стремитесь уменьшить его путем оптимизации без потери для качества

Благодаря малому числу директив, перейти на систему Канбан совсем не сложно. Вы можете протестировать ее после Scrum или попробовать совместить методики.